Как себя вести
Узянбашская средняя школа

Как себя вести

Методическая разработка: «Как себя вести (практикум по культуре поведения)»

Цель: Развитие умений учащихся вести себя  в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета; усвоение учащимися основных правил в театре, транспорте, в гостях.

Подготовительная работа:

1. Предлагаем учащимся прочитать книги по культуре поведения.

2. Создаём инициативную группу, которая готовит:

- выступления учащихся, читающие наизусть стихи Г.Остера;

- инсценировки – миниатюры о нелепом поведение людей, не знающих правил этикета;

- цветные жетоны из бумаги, которые будут выдаваться учащимся, формулирующим правила этикеты в ходе практикума;

- выбирает ведущего.

Оснащение: три белых листа ватмана, фломастеры, маркеры, жетоны из бумаги.

Ход практикума.

 Классный руководитель предлагает ребятам побывать в необычном театре, где в спектаклях – миниатюрах главный персонаж Вася Васечкин живёт по своим правилам, отличающиеся от правил поведения, которым следуют воспитанные люди, и вот что с ним происходит... Классный руководитель, предлагает просмотреть ситуации,  в которые попадает Васечкин, найти все его ошибки и исправить их, сформулировать грамотно поведения. За каждое грамотно сформулированное правило поведения ученик получает жетон. В конце встречи ученики подсчитывают, у кого больше жетонов.

   Итак, спектакль начинается…

Ведущий объявляет:

Сцена первая «В театре».

 Действие1. В театральном буфете ученик читает стихотворение Г.Остера:

Посещайте почаще

Театральный буфет

Там пирожные с кремом,

С пузырьками вода,

Как дрова на тарелках шоколадки лежат,

И сквозь трубочку можно

Пить молочный коктейль,

Не просите билеты

На балкон и партер,

Пусть дадут вам билеты

Уходя из театра,

Унесите собой

Под трепещущим сердцем,

В животе бутерброд.

Ведущий объявляет: 

2 действие. «Свет в зале уже погас. Идёт спектакль»

  Миниатюра. На сцене условно показан зрительный зал театра – стоят 2 ряда стульев, на них сидят «зрители» (4 – 6 учащихся). Они внимательно «смотрят спектакль». Васечкин запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами спиной к сидящим. Роняет своё пирожное на колени одного из зрителей. Наконец добравшись до своего места, начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Немного посмотрел на игру актёров, дожевал свою шоколадку, которую до этого он долго и шумно разворачивал, Васечкин зевает и решает вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фоне. Женщина роняет носовой платок. Васечкин как настоящий рыцарь наклоняется и падаёт ей платок. И слышит в ответ: «Никогда мальчик больше этого не делай». Огорченный Вася бредёт в буфет.

Беседа с учащимися.

  Классный руководитель предлагает учащимся назвать ошибки, которые допустил Васечкин.

  В ходе обсуждения дети формулируют правила поведения в театре.

 Ведущий записывает их маркером на белом листе ватмана.

Сцена 2. В транспорте.

Действие 1. На автобусной остановке ученик читает наизусть стихотворение Г.Остера:

«Когда состаришься – ходи

По улице пешком.

Не лезь в автобус, всё равно

Стоять придётся там.

И нынче мало дураков.

Чтоб место уступать,

А к тем далёким временам

Не станет их совсем.

Ведущий объявляет:

Действие 2. В автобусе миниатюра. На сцене 6 стульев в ряд условно показывают полупустой салон автобуса.  В автобусе сидит очень старая женщина. Впереди сидит кондуктор. На остановке в автобус запрыгивает Вася и, держа за руку свою подружку, начинает её тянуть в салон. Оказав таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит подруге: «Анька оплати проезд!». Аня, Сидевшая позади пожилой дремлющей женщины, будит её и просит передать деньги на билет. На следующей остановке заходят пассажиры, в основном пожилые люди. Васечкин разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает уставших стариков. Аня встаёт, уступает место старушке, но при этом говорит: «Садитесь. Не сидится, вам, старикам, дома!»

 

Беседа с учащимися.

   После просмотра миниатюры классный руководитель предлагает ребятам прокомментировать поведение Васечкина и Ани в автобусе, найти допущенные ими ошибки, сформулировать правила поведения в транспорте. По ходу обсуждения ведущий записывает на втором листе ватмана правила поведения в транспорте. Учащиеся, правильно сформулировавшие эти правила получают поощрительные жетоны.

   Ведущий объявляет.

Сцена 3-я. «В гостях».

 Действие 1-е. «День рождения».

Учащийся читает наизусть стихотворение Г. Остера:

«Если друг на день рожденье

Пригласит тебя к себе,

Ты оставь подарок дома-

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай.

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски поменьше,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками-

Ложкой больше зачерпнёшь.

Если вдруг дадут орехи

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье-

Трудно будит вынимать.

 

Ведущий объявляет:

Действие 2. «Васечкин принимает гостей».

Миниатюра. На школьной сцене стоит стол с букетом цветов, стулья. В глубине сцены  «дверь». У Васечкина день рождения, он расставляет стулья для гостей. Звонят. Васечкин просит свою бабушку открыть дверь. Гости кричат с порога: «Здрасьте! и с расстояния бросают Васечкину мяч: «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножичек?» Вася обращается к бабушке: «Бабуль принимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка открывает дверь, и толпа одноклассников вытисняют её в глубь коридора и хором кричат: «Поздравляем!». Васечкин подходит к друзьям, берёт подарок в красивой упаковке, бросает на стул и говорит гостям: «Проходите в комнату, пальто снимите». Обращаясь к бабушке, Вася добавляет: « Все собрались, можно подавать на стол».

Беседа с учащимися.

Классный руководитель предлагает проанализировать увиденную ситуацию, просит найти ошибки, допущенные Васечкиным и его друзьями. Учащиеся формулируют правила, как принимать гостей, как принимать подарки, как представлять гостей.

  Ведущий записывает на третьем ватмане правила поведения в гостях. Учащиеся, грамотно сформулировавшие правила поведения получают жетоны.

   В конце беседы учитель благодарит инициативную группу, которая помогла подросткам побывать в необычном мире, увидеть весёлые миниатюры с нелепым поведением Васечкина.

   Проводятся итоги анализа ситуаций. Еще раз все вместе повторяют правила поведения, предлагается внести дополнения.

    Учеников набравших большое количество жетонов награждают маленькими сувенирами.

    Урок окончен.

  
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Сайт создан в системе uCoz